Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР HEADS CONSULTING НИКИТА КУЛИКОВ комментирует ситуацию с ужесточением контроля над закупками техники госкомпаниями

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР HEADS CONSULTING НИКИТА КУЛИКОВ комментирует ситуацию с ужесточением контроля над закупками техники госкомпаниями

Правительство предпринимает очередную попытку усилить контроль над закупками госкомпаний. Дмитрий Медведев поручил ведомствам убрать из рассматриваемых поправок оговорку, требующую согласовать с правкомиссией по импортозамещению закупки морской и авиатехники только «в рамках инвестпроектов». Юристы полагают, что это расширит обязательства госкомпаний и госкорпораций по согласованию закупок, но в ФАС опасаются, что режим, ограничивающий закупку импортной продукции, в целом повысит цены и позволит машиностроителям расслабиться.


По итогам заседания правкомиссии по импортозамещению премьер Дмитрий Медведев поручил подготовить изменения в поправки к закону, уточняющие обязанность госкомпаний согласовывать с комиссией закупки судов и авиатехники. Ведомства должны до 12 октября исключить норму о согласовании с комиссией закупки «в рамках реализации инвестпроектов».

В начале сентября правительство выпустило распоряжение о необходимости внести в Госдуму поправки к закону о закупках. Они должны дать Белому дому право определять перечень закупаемых товаров и минимальную цену договора, при превышении которой госкорпорации, госкомпании и их структуры обязаны согласовать сделку с правкомиссией. Законопроект должен был усилить контроль закупок за рубежом, в том числе судов, морской и авиационной техники. В середине сентября вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что режим введут с 1 января и он коснется судов дороже 2 млрд руб., самолетов от 1 млрд руб. и вертолетов от 400 млн руб. (см. “Ъ” от 11 сентября).

В Минфине и Минтрансе “Ъ” переадресовали в Минэкономики, где сообщили, что приступили к подготовке поправок и в ближайшее время направят их на согласование. Это связано с устранением правовой неопределенности в трактовке закупок «в рамках инвестпроектов и вне их», пояснили в Минэкономики. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что, если убрать слова «в рамках инвестпроектов», госкомпании будут обязаны согласовывать все закупки. В Минпромторге “Ъ” заявили, что «после получения поручения подготовят свою позицию».

Начальник управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова сообщила “Ъ”, что согласование закупок с правкомиссией в рамках крупных инвестпроектов — одна из мер политики импортозамещения, направленная на контроль за закупками импорта. Стимулирование закупок продукции российских авиапрома и судостроения может положительно сказаться на смежных рынках, говорят в ФАС. Но, по словам госпожи Галимхановой, это может увеличить сроки, трудоемкость и цену закупок. Ограничение закупки альтернативного импорта «может дестимулировать инновационное развитие машиностроения» и снизить его конкурентоспособность. Ранее в Минэкономики исключали риски лоббизма или коррупции в механизме, ссылаясь на то, что возможность закупки оценивает коллегиальный орган.

Исполнительный директор юркомпании Heads Consulting Никита Куликов говорит, что по 223-ФЗ инвестпроектом в данном контексте является проект, которому оказывается господдержка в виде госгарантии по кредитам, а его финансовое обеспечение не менее чем на 10% идет за счет бюджета, ФНБ или ВЭБа. Если убирать этот термин именно из текста поправок, то обязательства госкомпаний по согласованию закупок значительно расширяются, полагает юрист, так как закупки с привлечением средств бюджета или ВЭБа «в любом случае проходят согласование». Источники “Ъ” в судостроении идею поддерживают, но в ее реализации сомневаются, так как «тема обсуждается не один год». Подобные попытки раньше не были реализованы из-за давления сырьевых компаний и эксплуатантов нефтегазового и ледокольного флота.

Иностранную морскую технику используют «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть» для проектов на Сахалине и в Арктике (компании вчера “Ъ” не ответили). В «Совкомфлоте» напомнили, что и сейчас процедуры предусматривают при прочих равных отдавать приоритет российским верфям. Источник “Ъ” в совете директоров «Аэрофлота» говорит, что тема согласования закупок иностранных самолетов «не вызывает серьезных опасений»: в совет входит представитель государства, и каждое одобрение сделки можно рассматривать как согласование на уровне правительства.
Последнии Комментарии в СМИ
Все комментарии в сми